Печать
Просмотров: 5139

Долго думал, что я знаю о Медовом Спасе. Оказывается практически ничего. Знаю дату – 14 августа, а в голове почему-то крутится еще одна дата – 19-е августа. И хотя 19-е – это Яблочный Спас, в моей голове он почему-то имеет второе название – Второй Медовый.

Никогда особенно не выделял эти даты. Август – время сбора урожая, подготовки к следующему сезону, в это время не до праздников.

Но все-таки решил пополнить свои знания о Медовом Спасе. Статей на эту тему в Интернете… Только все какие-то одинаковые, как будто написанные под копирку. Впечатление, что люди не дают себе задачу задуматься над появлением данного праздника. Пожалуй, только одно мнение совпало с моим.

Начну с того, что на Медовый Спас приходится слишком много праздников: и праздник изнесения (происхождения) честных древ Животворящего Креста Господня, день крещения Руси, и день памяти семи мучеников Маккавеев, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде – Спас на водах, когда освещалась вода в колодцах.

А безапелляционное утверждение, что с этого дня пчелы перестают носить медовый взяток с цветов, вообще возмутило до глубины души. Я-то, безграмотный, думал, что медоносы у нас цветут до сентября-октября, а тут такое… Причем по всей стране одновременно, не взирая на климатические зоны и особенности пчеловождения в каждой из областей.

Возмутило и то, что оказывается данный праздник был привнесен из Константинополя, в 12 веке. О, как! А до этого пчелами никто не занимался, что ли? Как же они, бедные (пчеловоды), понимали, когда надо качать мед?

Какими глупостями еще порадовал Интернет? Оказывается, до Медового Спаса нельзя есть свежий мед. Что тогда делать с весенним? Ждать два месяца, чтобы попробовать? Да, он за это время сядет!

Но одна точка зрения меня действительно порадовала.

Сам праздник действительно был привнесен во второй половине 12 века Андреем Боголюбским. Это только русский праздник, так как другие народы его не отмечали вообще никак. И назван он в честь Спасителя.

Появился данный праздник не потому, что так было надо людям, а от безграмотности средневековых служителей церкви, потому они, умея только петь, читать и писать, не были обязаны знать священное писание, и ориентировались на уже составленные календари.

Надо еще напомнить историю, незадолго до этого Русь принудительно крестили (988 год). Два неполных века – слишком небольшой срок, чтобы люди забыли свои прежние верования, тем более что эти верования активно вплетались в христианскую веру.

Мед попал в этот праздник только по той причине, что он имеет лечебные свойства. Он укреплял веру крестьян в лечебные свойства мёда и придавал ему магические качества после освящения в храме. А вот это уже было важно для людей, так как славяне, всегда жившие в гармонии с природой, верили в магию, в определенные обряды, проводимые над продуктами с целью их очищения.

Мед несли в храм, чтобы освятить, а затем использовали в качестве символа. Также как подкова, висящая на входе дома, символизирует «дом – полную чашу», так и сотовый мед символизировал богатство (примерно, как китайские жабы с монетами во рту, но более приятно на внешний вид, а главное вкусно).

То, что люди не ориентировались на Медовый Спас как на дату откачки меда вполне понятно. На тот момент практиковалось бортничество. Мед из колод и бортей выкачивали намного раньше установленной даты, ориентируясь на особенности местности. А вот после этого освящали в церкви.

Про Второй Медовый Спас я вообще не нашел никаких упоминаний, хотя мой дедушка, который тоже занимался пчеловодством рассказывал об этом. Возможно это был какой-то праздник, который отмечали в одной конкретной области, а может быть так обозначали особенности откачки меда в его исконной деревне.

Как бы то ни было, мне почему-то хочется верить, что люди, занимающиеся пчеловодством издревле не были настолько ограничены, чтобы всей страной, невзирая на климатические особенности ориентироваться на одну дату.

Для меня Медовый Спас является своеобразным праздником, потому что к этому моменту я стараюсь откачать весь имеющийся у меня мед. Это как бы дата окончания откачки меда. После этого я даю себе отдохнуть одну-две недели (в зависимости от погоды) и начинаю сокращать и одновременно подкармливать семьи в зиму. В это же время провожу профилактические мероприятия (обработку от варроатоза, нозематоза и др. болезней, если это требуется).

Относительно церкви и освещения в ней своего меда могу сказать, что этого не делаю. Во-первых, нет возможности, во-вторых, желания. Стараюсь следовать принципу: «Господь у вас в душе, а не под золотым (дьявольский металл!) куполом». На АО «Церковь» насмотрелся и хожу туда крайне редко. Сподвигла меня на такое поведение одна фраза: «Как, вы посмели прийти в церковь без денег?»

Никого в своей точке зрения убеждать не собираюсь, если кто-то приходит святить мед в церковь и верит в это, пускай будет так. Главное, чтобы был нужный результат.

Если уж кому-то так нужно «освятить» мед в домашних условиях, можно прочитать над ним такой стих:


Дай, Господи, хозяину многие лета,
Многие лета - долгие годы!
Дай долго жить, Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчел водить,
Божьих пчел водить, ярый воск топить -
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на угощение!
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многие лета!


И самое главное - верить, тогда у вас все получится.