Печать

Перевозочные ящики для пчел. Конструкция, сборка

Каждый пчеловод сталкивался с необходимостью перевозить пчел. Для их перевозки можно использовать как ульи, скрепленные так, чтобы не развалились как карточный домик по дороге, либо специальные ящики.

Вот об этих специальных ящиках для перевозки пчел я и хочу рассказать.

Для начала стоит заметить то, что перевозочные ящики могут быть разных конструкций и под разное количество рамок.

Мои ящики рассчитаны под 10 дадановских рамок (470*300 мм). Почему десять рамок? Мне так захотелось… Хотя как показало дальнейшее использование, надо было делать ящики под 12 рамок.

внешний вид перевозочного ящика

Внешний вид перевозочного ящика.

Итак, ящик представляет собой каркасную конструкцию. В нем используются бруски, на которых держатся стенки.

Размеры брусков не имеют большого значения, но их размеры не должны быть меньше 25х25 мм. Лучше, конечно использовать бруски одного размера, чтобы ящик выглядел более-менее аккуратно.

Боковые стенки вырезаны из оргалита, передняя и задняя – из фанера (4 мм), дно и крышка – фанера (10 мм). А теперь лучше обратиться к эскизам ящика (потому как чертежами их назвать сложно).

Размеры:

37(толщина рамки)*10 (кол-во рамок)=370 мм по ширине

300 (высота рамки)+20 (запас для движения пчел под рамками)= 320 мм по высоте

470 мм – длина ящика согласно длине рамки.

! Это внутренние размеры ящика!

эскиз ящика

Эскизы перевозочного ящика для пчел

Расчет внешних размеров ящика должен проводиться исходя из размеров выбранных вами планок:

370+2 толщины бруска

Например, толщина бруска 30 мм – тогда внешний размер верхней и нижней планок составит 370+60=430 мм.

Боковые бруски – 320 мм (их длина не изменяется).

Размер фанеры 430х380 мм.

Соответственно боковые стенки будут иметь размеры:

470+30+30=530 мм – верхние бруски

320 мм – боковые бруски

Размер оргалита 530х380 мм.

Размеры крышки и дна – 530х430 мм.

Если кому-то будет понятнее, могу представить спецификацию:

Деталь Размеры (дл. х выс. х шир.), мм Количество, шт.
Бруски горизонтальные 430х30х30 4
Бруски горизонтальные (бок.) 530х30х30 4
Бруски вертикальные 320х30х30 8
Бруски внутренние 370х15х10 2
Оргалит 530х380 2
Фанера 4 мм 430х380 2
Фанера 10 мм 530х430 2
Оргалит 100х30  
Гвозди (и/или скобы мебельные) 15-20 мм 20-30
Шурупы (для сборки конструкции) 50-60 16
Шурупы (на петли, леток) 15 10
Шурупы (закрывать ящик) 30 7-10
Петли   2

Некоторые моменты в спецификации могут быть непонятны. Так, чтобы закрыть ящик (когда там уже сидят пчелы), я приспособил для этого небольшие шурупы. Можно, конечно, было купить нормальные замки, но использовал, что было под рукой.

Сначала собирается каркас стенки, на которую прибивается фанера (или оргалит).

На переднюю и заднюю стенку изнутри набивается планка, которая будет держать рамки. Удобнее ее набить сразу. Но будет лучше и точнее, если ее прибить уже после сборки ящика (хотя и менее удобно).

После того, как все четыре детали собраны при помощи уголка (надо выдержать 90º) и больших шурупов соединяю бруски деталей между собой.

Дно выравнимается и набивается по месту.

С крышкой все немного сложнее. Сначала надо поставить петли.

На один маленький шуруп посадить кусочек оргалита, закрывающий леток.

Вот вроде и все.

А теперь мелочи.

Изначально в ящиках отверстия на передних стенках не были предусмотрены, но по мере использования оказалось, что пчелам элементарно нечем дышать, поэтому впоследствии насверлил их тонким сверлом (3 мм).

Можно было сделать по-другому: вырезать отверстие в крышке (примерно 10х10 см) и забрать его сеткой (лучше металлической, хотя можно и пластиковой).

Я не стал этого делать по одной простой причине. Поверх пчел всегда кладу холстик. И отверстие в крышке им бы все равно не помогло.

Холстик, конечно, можно и не класть, но когда перевозишь пчел в салоне автомобиля, не очень хочется, чтобы у них была возможность вылезти.

С собой всегда приходится возить шуруповерт и небор шурупов, чтобы закрыть крышку и леток.

Для себя заметил, что очень неудобно работать, когда крышка может открываться полностью. Поэтому при помощи двух мебельных скоб прибил веревку так, чтобы крышка могла открываться на 110-120º. Крышка мешаться перестала, но начала мешаться веревка.

Леток оказался маловат, но расширять его желания нет.

Отверстия для дыхания пчел можно насверлить не только по передней, но и по задней стенке, причем по всей стенке и в большем количестве.

Кроме шурупов надо всегда учитывать, что при перевозке пчел рамки, если они не имеют разделителей, будут собираться в кучу или болтаться. Поэтому надо иметь при себе небольшие клинья. При их помощи можно зафиксировать рамки с разделителями.

Чтобы разделить рамки без разделителей, надо быть более изобретательным. Можно использовать металлическую ленту – чтобы пробить ее поверху рамок и так их зафиксировать, либо использовать кучу мелких клинышек, без надежды на то, чтоб они удержатся на месте до конца поездки.

Если везти пчел в салоне, надо ехать с открытым окном, чтобы пчелам было поступление свежего воздуха.

Надо иметь с собой рабочий ящик или пакеты, так как чаще всего семьи продаются 12-ти рамочными.

Такие ящики для перевозки пчел я использовал не раз. У них есть свои недостатки, о которых я уже рассказал, но есть и достоинства:

- они легкие;

- занимают мало места;

- герметичны (много раз перевозил их в салоне машины - с пчелами, разумеется)

- после перевозки пчелы ведут себя немного возбужденно, но не более того.

- после перевозки их можно накрыть крышкой и оставить на пару дней, чтобы пчелы успокоились и облетались.

Также эти ящики можно использовать и как ловушку, и как роевню, и для хранения рамок.

вид справа

Вид справа

Передняя стенка с открытым летком

Передняя стенка с открытым летком

Перевозочный ящик в открытом положении

Перевозочный ящик в открытом положении

Вид ящика изнутри

Вид ящика изнутри